Поршневой компрессор
Основными узлами поршневого компрессора являются:
- двигатель
- поршень
- цилиндр
- клапаны.
Принцип работы состоит в перемещении поршня внутри цилиндра. Когда движение поршня направлено вверх, открывается впускной клапан, камера сжатия заполняется наружным воздухом. В тот момент, как поршень оказывается в конечной точке, камера максимально заполняется воздухом, и клапан закрывается.
При движении в обратном направлении поршень сжимает воздух, и тот выдавливается из камеры через другой – нагнетательный клапан. Процесс именуют «двукратное действие», когда сжатие происходит с обеих сторон от поршня, то в одном, то в другом конце камеры.
В шесть раз и более
На производительность поршневого компрессора влияют такие показатели, как:
- скорость движения поршня
- объем цилиндра
Немаловажно и то, насколько хорошо выполнено сопряжение деталей – наружного диаметра поршня и внутреннего диаметра цилиндра.
Оптимальное сжатие воздуха поршневым компрессором достигает отметки в 6 раз. Через один клапан проходит воздух с давлением в 1 атм, через другой выпускается под давлением в 6 атм.
Поскольку шести атмосфер бывает недостаточно для выполнения целого ряда задач, на более мощных моделях выполняется ступенчатое сжатие. Увеличением ступеней можно сжать воздух до любых требуемых параметров.
Не только воздух
По использованию исходного материала поршневые компрессоры делятся на газовые и воздушные.
В различных отраслях промышленности сжатию подвергают азот, метан, аргон. Газовые компрессоры необходимы для заполнения баллонов гелием и этиленом. Требуются они для работы и с другими газами или их смесями.
При работе компрессоров образуется масляный нагар. В конечном итоге он скапливается на трубах и клапанах. При определенных условиях, в частности при высокой температуре газа, нагар может воспламениться. Этого негативного действия удается избегать за счет многоступенчатого сжатия. На каждой из ступеней температура не достигает критической отметки, а значит, возгорание не произойдет.
Масляные и безмасляные
В безмасляных компрессорах между поршнем и цилиндром смазка отсутствует. Подобная конструкция недолговечна. Детали быстро изнашиваются от трения.
Смазка играет большое значение в паре «цилиндр – поршень». Во-первых, она обеспечивает хорошее прилегание. Во-вторых, позволяет поршню быстро и беспрепятственно перемещаться в камере. В-третьих, продлевает срок службы устройства.
Есть у масла и недостаток. Часть смазки смешивается со сжатым воздухом и вместе с ним покидает пределы камеры. В каких-то случаях «обогащенный» маслом воздух пригоден к дальнейшему применению. Но так бывает не всегда. Чаще требуется извлекать из воздуха масляные частички. Эту работу выполняет сепаратор-маслоотделитель.
В особых случаях, к примеру, на объектах пищевой промышленности для дополнительной очистки воздуха кроме сепаратора на компрессор устанавливают и мембранный фильтр.
Большие и маленькие
Конструкции поршневых компрессоров могут существенно разниться. Они отличаются как по приводу (от электромотора или от бензинового двигателя), так и по мощности, габаритным размерам и массе.
Небольшие компрессоры могут без проблем переноситься одним взрослым человеком. Для удобства на корпусе имеется ручка.
Большие стационарные модели не только нельзя перенести, для их установки нередко приходится возводить специальный прочный фундамент.
Преимущества поршневых компрессоров
Существенным преимуществом поршневых компрессоров является низкий уровень шума.
В настоящее время компрессоры выпускаются оборудованными автоматикой. Оператор не должен постоянно находиться вблизи устройства. В нужный момент, при снижении давления автомат заставит компрессор потрудиться. Когда давление будет восстановлено, двигатель отключится, подача воздуха прекратится.
Отечественные поршневые компрессоры не утрачивают популярности, так как они:
- стоят недорого
- просты в обслуживании
- ремонтопригодны.