Виды дизельных электростанций
Основное предназначение такой ЭС – снабжение электротоком бытовых и производственных рабочих объектов в условиях, удалённых от сетевых источников электроэнергии.
Применяемые как аварийный источник питания и используемые в обесточенных ситуациях для функционирования таких сложных механизмов, как трансформаторы, передвижные ЭС, сварочные автоматы и другие конструкции, дизельные электростанции удобны, эффективны и зачастую незаменимы.
Принцип действия у всех дизельных ЭС одинаков, но способов классификации их немало и они зависят от мощности установок, сферы применения, различия в комплектации узлов и деталей, некоторых других признаков.
Классификация дизельных электростанций
Дизельные ЭС различаются в зависимости от разных факторов:
1.По мощности, которая расценивается как
а) низкая – до 50 кВт;
б) средняя – от 50 до 200кВт;
в)- высокая – от 200кВт.
2.По способу использования дизельные электростанции бывают
а) осветительные;
б) силовые;
с) специализированные (например – сварочные аппараты, инструментальные ЭС и др.).
3. По области применения
а) в производстве:
б) в частном секторе;
в) в обеспечении электротоком общественных мест типа больниц, школ и т. п. объектов.
4.По возможности передвижения существует разделение дизельных ЭС на
а) стационарные:
б) передвижные и портативные (малых размеров).
5.По форме исполнения конструкции бывают
а) открытые ЭС - предназначенные для работы в оборудованных для этого помещениях;
б) заключённые в специальную оболочку: шумозащитный кожух для функционирования в помещении;
в) в кожухе, рассчитанном на приглушение шума и защиту от атмосферных факторов на улице;
г) контейнерные – в блок-контейнере, предназначенным для сложных условий климата;
д) мобильные – прочно установленные на определённое транспортное средство или шасси.
Критерием разновидностей дизельных электростанций могут быть их рабочие характеристики, отмечающие свойства отдельных частей и деталей устройства. Такое разделение различает ЭС
6. По способу образования магнитного поля
а) синхронные - особенно устойчивые к длительным нагрузкам;
б) асинхронные – не создающие радиопомех, а потому - более надёжные в эксплуатации.
7.По числу фаз (роду электротока)
а) однофазные с выходом на 120 В.;
б) трёхфазные, обеспечивающие выходы на 230 в. и 400 в., которые считаются универсальными у потребителей, независимо от необходимости использования двух выходов.
8.По числу оборотов генератора переменного тока
а) низкооборотные - 1500 оборотов в минуту, выгодные в отношении экономии топлива, низкого шумового фона и многообещающих ресурсов;
б) высокооборотные – 3000 оборотов в минуту, уступающие во всех этих качествах, но более дешёвые;
9. По типу системы охлаждения
а) воздушные – охлаждаемые с помощью вентилятора;
б) водо-воздушные или радиаторныё;
в) двухконтурные (или водо-водные), в которых может использоваться тосол или другая подходящая жидкость.
10.По виду используемого топлива
а) однотопливные – заправляемые дизельным, моторным или газотурбинным топливом;
б) двухтопливные – работающие на основным моторно топливе и имеющем в резерве м дизельное.
11.По способу наполнения цилиндров воздухом
а) без наддува, заменяемого естественным разряжением воздуха над поршнем;
б) с наддувом, осуществляемым специальным компрессором и повышающим мощность ЭС.
С точки зрения функциональности, дизель-электростанции можно условно различать
12. По продолжительности работы
а) резервные ЭС – для временной работы как резервный источник тока, устанавливаемый при наличии системы АВР;
б) основные дизельные ЭС – для длительной эксплуатации в качестве основного источника энергии;
в) аварийные ЭС – для непрерывного снабжения объекта током определённое время (около 10 час.).
13. По характеру запуска
а) с ручным запуском - посредством рывка рукой специального шнура (кик-стартера);
б) с электро-стартерным запуском – нажатием кнопки запуска, поворотом ключа зажигания, приводимых в действие аккумулятором;
в) с запуском в автоматическом режиме – включающиеся посредством электронного пульта управления, снабжённого силовой контактной группой, при отключении основного источника энергии.
Классификация дизельных электростанций ориентирована на потребителя и может иметь другие подразделы, например – климатические, по виду транспортных средств, нуждающихся в применении ЭС, по количеству цилиндров в топливном насосе или наличии реверса. Производитель ЭС тоже имеет значение в их классификациях. Один из главных стимулов их формулирования – частный и производственный потребительский интерес.
Выбор дизельной АС производится с учётом наиболее подходящих её свойств и повышает цены на установки при увеличении полезных качеств электростанций. Стоит однако, помнить, что затраты на хорошо оснащённые дизельные ЭС, чаще всего, окупаются за счёт их надёжности, экономичности, продуктивной функциональности и сравнительно успешных капитальных ремонтов.