Виды магистральных фильтров
Чистая рабочая среда – требование высокотехнологичных производств и норм выпуска пищевой и фармацевтической продукции. А еще это условие эксплуатации агрегатов, использующих сжатый воздух высокого давления. Чем больше фильтров встретят на пути к компрессору и инструменту содержащиеся в воздухе примеси, тем дольше прослужит оборудование.
Классная работа
Для продления срока службы компрессорной техники и получения высокого качества воздуха магистральные фильтры монтируются по предусмотренной системе и в определенной последовательности. От этапа к этапу фильтрующие элементы удаляют из воздушного потока грязевые частицы от больших к меньшим. По этим возможностям различаются фильтры предварительной (грубой), основной и тонкой очистки, а также микрофильтр и фильтр для удаления пара и запаха. Каждый вид фильтра рассчитан на тот или иной класс чистоты воздуха, установленный международным стандартом.
Грубая очистка
Задача так называемого предфильтра (фильтра предварительной очистки) – избавить воздух от крупных примесей: твердых частиц и масляных капель. Маркировка такого фильтра в товарной номенклатуре – серия DF.В фильтре грубой очистки оседают частицы пыли, грязи и масла размером до 10 мкм. В таком фильтре работает устойчивый к влаге керамический фильтрующий элемент. Предфильтр обеспечивает 7-й класс качества воздуха (ISO8573-1).В магистрали фильтр предварительной очистки устанавливается после ресивера, перед осушителем рефрижератора.
Основная очистка
После фильтра предварительной очистки в магистральной цепочке монтируется фильтр основной очистки (серия QF), который задерживает твердые частицы размером до 5 мкм и обеспечивает 3-й класс качества воздуха (ISO8573-1). Функциональная особенность фильтра основной очистки – возможность фильтрации в условиях повышенных температур (до 90°С).
Тонкая очистка
В серии PF выпускаются фильтры тонкой или субмикронной очистки. Такой фильтрующий элемент задерживает твердые, жидкие и масляные частицы размером до 1 мкм. Остаточное содержание примесей после фильтрации – не более 0,1 мг/м3. Это 2-й класс чистоты воздуха по стандарту ISO8573-1.Фильтр тонкой очистки устанавливается на выходе из осушителя рефрижератора или перед микрофильтром. В ходе фильтрации используется ударное воздействие и улавливание, в процессе которых проходящие через патрон частицы примесей сталкиваются, соединяются в более крупные образования и оседают на дне фильтра. Тонкая очистка способна предотвратить коррозию в трубопроводах.
Микронная очистка
Следующий этап в градации степеней очистки –микронная фильтрация. Она в 10 раз эффективнее субмикронной: в отличие от предыдущей, обеспечивает остаточное содержание в воздухе масляных частиц до 0,01 мг/м3. Масляные и твердые микрочастицы размером до 0,01 мкм улавливает микрофильтр серии HF. По твердым частицам и маслу этот тип фильтра обеспечивает самый высокий 1-й класс чистоты. Патрон микрофильтра выполняется из двух слоев перфорированной стали. Микрофильтр функционирует при высоких температурах (до 120 °С) и используется в покрасочных работах. Он эффективно защищает системы управления и пневмотранспорт.
Угольная очистка
Адсорбирование активированным углем – принцип работы фильтра серии CF. Фильтр для удаления запаха и пара очищает воздух по 1-му классу качества, т.е. на 100%. Содержание остатков масла на выходе– до 0,003 мг/м3. Воздух такой чистоты необходим для химической и пищевой промышленности. Угольные магистральные фильтры используются в операционном медицинском оборудовании и фармацевтике.
По способу удаления паров
Говоря о жидких загрязнениях воздуха, обычно подразумевают воду и масло. Естественная влажность всегда обеспечит тот водяной пар, который при конденсации пагубно скажется на работе пневмосети и конечном продукте. А масло накапливается в воздушном компрессоре при сжатии воздуха. При этом вода и масло могут иметь разные состояния: пар, дым (размеры частиц 0,2- 0,8 мкм), газовая взвесь (0,05-1 мкм) или масляный туман (1,2-1,4 мкм).
Удаляются частицы воды и масла из сжатого воздуха тремя способами: адсорбцией, сепарацией и поверхностным поглощением. Поэтому в систему воздухоочистки отдельными компонентами входят сепараторы, влагомаслоотделители, осушители и магистральные фильтры. Принцип действия т. н. коалесцентных фильтров – в капельном соединении частиц жидкости от малого к большому. Вода и масло скапливаются в фильтре на внутренней поверхности в виде маленьких капелек, которые постепенно соединяются в большую. Большая капля стекает по стенке под собственным весом и удаляется из фильтра с конденсатом.
Различия по сливу
Осевшие в очистителе частицы грязи утилизируются по системе отвода конденсата. По способу слива конденсата и типу клапана магистральные фильтры делятся на два вида: ручной и автоматический. Выбор потребителя определяется ценой и удобством обслуживания. Фильтр с автоматическим сливом конденсата дороже ручного, но отпадающая необходимость следить за состоянием картриджа оправдывает затраты и исключает дополнительные расходы в случае несвоевременной замены загрязненной кассеты. Дело в том, что игнорирование срока замены картриджа ведет к бессмысленному потреблению электроэнергии на работу вхолостую: сокращение пропускной способности фильтра снижает эффективность очистки воздуха и наносит вред работающему на линии оборудованию.
Какой фильтр лучше
Выбор фильтра для очистки сжатого воздуха нужно делать с учетом трех факторов: характера загрязнений, пропускной способности фильтра и требований к качеству воздуха. Если испарения и запахи лучше всех нейтрализует фильтр с активированным углем, то твердые частицы, аэрозоли и масляные вкрапления нужно доверить волоконному фильтру. Одно условие: пропускная способность любого фильтра должна немного превышать производительность компрессора.