Виды воздушных компрессоров
22 января 2018
По роду сжимаемого газа компрессор может быть воздушным, кислородным, углекислотным, хлорным, фреоновым, азотным, гелиевым и пр. Рассмотрим варианты воздушных энергетических машин, выпускаемых в большом разнообразии функций.
При этом он может быть динамическим или объемным. Это главное разделение компрессоров на группы, в каждой из которых есть своя градация характеристик и классификация по разным признакам.
Объемный принцип действия
В устройствах объемной группы рабочий процесс основан на изменении объема рабочей камеры. В номенклатуре машин этого типа – больше десяти классов, в каждом из которых представлены воздушные компрессоры. Они могут быть поршневыми, винтовыми, роторными, роторно-шестерёнчатыми, мембранными, жидкостно-кольцевыми или спиральными. Сюда же относятся компрессор с катящимися роторами воздуходувка Рутса.
Поршневые компрессоры бывают одностороннего и двухстороннего действия, крейцкопфные и бескрейцкопфные, масляные (смазываемые) и без смазки. Последние, в свою очередь, делятся на устройства сухого сжатия и сухого трения. При высоком давлении сжатия применяются плунжерные компрессоры.
Роторные модели представляют собой устройства с крутящимся сжимающим элементом. По конструкции они подразделяются напластинчато-роторные, винтовые, жидкостно-кольцевые и др.
В состав пластинчато-роторного блока входят ротор, статор и минимум восемь пластин ограниченной толщины и массы. Кроме центробежной силы, в процессе работы пластиной управляют силы трения и упругости масляной пленки. Величина нагнетаемого блоком давления прямо пропорциональна разнице давлений в камерах-соседях. Чем больше давление в камере сжатия, тем большей должна быть и центробежная сила, чтобы не допустить перетока воздуха в камеру с меньшим давлением. И чем больше значение центробежной силы, тем большесила трения при пуске-остановке и тоньше пленка масла в процессе работы. Такая технология нашла широкое применение при нагнетании малого давления (до 3бар) и в вакуумных насосах (до 1 бара). Ресурс пластинчато-роторных компрессоров критически зависит от режима работы и может в четыре раза отличаться в разных условиях эксплуатации. Если компрессор не выключать круглогодично, то при равномерной масляной пленке он проработает больше 100 тыс. часов. А в условиях неравномерного разбора воздуха, когда агрегат десятки раз в день то запускается, то останавливается, он может не проработать и 25 тыс. часов. Главный враг такого типа компрессора – отсутствие внутри блока устойчивой масляной пленки, сказывающееся на быстром износе пластин.
В отличие от роторных конструкций, винтовые блоки могут похвастаться практически неограниченным ресурсом(больше 300 тыс. часов). Менять в них по мере износа нужно лишь подшипники, больше из строя выходить нечему, поскольку трущихся элементов там нет. Устройство винтовых воздушных компрессоров простое, как все гениальное: внутри корпуса – лишь два массивных винта, зазор между которыми во время работы уплотняет масляная пленка.
Динамический принцип действия
В динамических компрессорах рабочее вещество взаимодействует с лопатками ротора, и воздух сжимается механической силой – энергией от вала. По типу рабочего колеса и направлению потока такие агрегаты подразделяются на два класса: осевыеи центробежные.«Динамо-машины», сжимающие воздух взаимодействием потока с неподвижной и вращающейся лопастными решётками, относятся к разновидности турбокомпрессоров.
Другие классификации
По области применения воздушные компрессоры подразделяются на агрегаты общего назначения и промышленные (в зависимости от отрасли, могут быть энергетические, холодильные, химические и пр.).
Еще одна классификация основана на способе отвода тепла: компрессоры могут быть с воздушнымили жидкостным охлаждением.
Следующая градация – по типу привода: агрегаты могут работать от газовой или паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Компрессорына электрическом приводе работают от напряжения 230-240 Вольт или 110-120 Вольт. Там, где нет доступа к электричеству, используются дизельные компрессоры. В отличие от электрических, они шумят и загрязняют воздух выхлопными газами (требуется вентиляция).
По своему устройству компрессоры бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми и многоступенчатыми.По мобильности эти агрегаты делятся настационарные и передвижные (портативные).
Мощность и производительность
Воздушные компрессоры различаются и по своей производительности. Она выражается в значениях: м³/мин или м³/час(единицы объема воздуха, сжатого за единицу времени). На входе и выходе эта величина обычно одинакова и лишь у поршневых компрессоров может заметно отличаться, падая на выходе более чем вдвое. Есть т. н. дожимающие компрессоры, с существенным превышением давления всасываемого газа над атмосферным.
По конечному давлению компрессоры подразделяются на пять категорий:
• сверхвысокого давления (более 100 Мпа);
• высокого давления (от 10 до 100 Мпа);
• среднего давления (от 1,2 до 10 Мпа);
• низкого давления (от 0,15 до 1,2 Мпа);
• вакуумные компрессоры и воздуходувки (в режиме всасывания создают разрежениеот 10 до 50-90 кПа).
Как видим, выбор воздушных компрессоров широк, как и их возможности.Большая «палитра» модификаций позволяет использовать это оборудование всюду, где можно получить энергию от сжатого воздуха. При этом со своей задачей компрессоры справятся в любых климатических и погодных условиях, демонстрируя безотказность и высокие рабочие характеристики.
Вернуться
При этом он может быть динамическим или объемным. Это главное разделение компрессоров на группы, в каждой из которых есть своя градация характеристик и классификация по разным признакам.
Объемный принцип действия
В устройствах объемной группы рабочий процесс основан на изменении объема рабочей камеры. В номенклатуре машин этого типа – больше десяти классов, в каждом из которых представлены воздушные компрессоры. Они могут быть поршневыми, винтовыми, роторными, роторно-шестерёнчатыми, мембранными, жидкостно-кольцевыми или спиральными. Сюда же относятся компрессор с катящимися роторами воздуходувка Рутса.
Поршневые компрессоры бывают одностороннего и двухстороннего действия, крейцкопфные и бескрейцкопфные, масляные (смазываемые) и без смазки. Последние, в свою очередь, делятся на устройства сухого сжатия и сухого трения. При высоком давлении сжатия применяются плунжерные компрессоры.
Роторные модели представляют собой устройства с крутящимся сжимающим элементом. По конструкции они подразделяются напластинчато-роторные, винтовые, жидкостно-кольцевые и др.
В состав пластинчато-роторного блока входят ротор, статор и минимум восемь пластин ограниченной толщины и массы. Кроме центробежной силы, в процессе работы пластиной управляют силы трения и упругости масляной пленки. Величина нагнетаемого блоком давления прямо пропорциональна разнице давлений в камерах-соседях. Чем больше давление в камере сжатия, тем большей должна быть и центробежная сила, чтобы не допустить перетока воздуха в камеру с меньшим давлением. И чем больше значение центробежной силы, тем большесила трения при пуске-остановке и тоньше пленка масла в процессе работы. Такая технология нашла широкое применение при нагнетании малого давления (до 3бар) и в вакуумных насосах (до 1 бара). Ресурс пластинчато-роторных компрессоров критически зависит от режима работы и может в четыре раза отличаться в разных условиях эксплуатации. Если компрессор не выключать круглогодично, то при равномерной масляной пленке он проработает больше 100 тыс. часов. А в условиях неравномерного разбора воздуха, когда агрегат десятки раз в день то запускается, то останавливается, он может не проработать и 25 тыс. часов. Главный враг такого типа компрессора – отсутствие внутри блока устойчивой масляной пленки, сказывающееся на быстром износе пластин.
В отличие от роторных конструкций, винтовые блоки могут похвастаться практически неограниченным ресурсом(больше 300 тыс. часов). Менять в них по мере износа нужно лишь подшипники, больше из строя выходить нечему, поскольку трущихся элементов там нет. Устройство винтовых воздушных компрессоров простое, как все гениальное: внутри корпуса – лишь два массивных винта, зазор между которыми во время работы уплотняет масляная пленка.
Динамический принцип действия
В динамических компрессорах рабочее вещество взаимодействует с лопатками ротора, и воздух сжимается механической силой – энергией от вала. По типу рабочего колеса и направлению потока такие агрегаты подразделяются на два класса: осевыеи центробежные.«Динамо-машины», сжимающие воздух взаимодействием потока с неподвижной и вращающейся лопастными решётками, относятся к разновидности турбокомпрессоров.
Другие классификации
По области применения воздушные компрессоры подразделяются на агрегаты общего назначения и промышленные (в зависимости от отрасли, могут быть энергетические, холодильные, химические и пр.).
Еще одна классификация основана на способе отвода тепла: компрессоры могут быть с воздушнымили жидкостным охлаждением.
Следующая градация – по типу привода: агрегаты могут работать от газовой или паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. Компрессорына электрическом приводе работают от напряжения 230-240 Вольт или 110-120 Вольт. Там, где нет доступа к электричеству, используются дизельные компрессоры. В отличие от электрических, они шумят и загрязняют воздух выхлопными газами (требуется вентиляция).
По своему устройству компрессоры бывают одноступенчатыми, двухступенчатыми и многоступенчатыми.По мобильности эти агрегаты делятся настационарные и передвижные (портативные).
Мощность и производительность
Воздушные компрессоры различаются и по своей производительности. Она выражается в значениях: м³/мин или м³/час(единицы объема воздуха, сжатого за единицу времени). На входе и выходе эта величина обычно одинакова и лишь у поршневых компрессоров может заметно отличаться, падая на выходе более чем вдвое. Есть т. н. дожимающие компрессоры, с существенным превышением давления всасываемого газа над атмосферным.
По конечному давлению компрессоры подразделяются на пять категорий:
• сверхвысокого давления (более 100 Мпа);
• высокого давления (от 10 до 100 Мпа);
• среднего давления (от 1,2 до 10 Мпа);
• низкого давления (от 0,15 до 1,2 Мпа);
• вакуумные компрессоры и воздуходувки (в режиме всасывания создают разрежениеот 10 до 50-90 кПа).
Как видим, выбор воздушных компрессоров широк, как и их возможности.Большая «палитра» модификаций позволяет использовать это оборудование всюду, где можно получить энергию от сжатого воздуха. При этом со своей задачей компрессоры справятся в любых климатических и погодных условиях, демонстрируя безотказность и высокие рабочие характеристики.